Суббота 25.11.2017 08:34
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Форум » Конкурсы » Литературный конкурс » Сочинение-рецензия (рецензия на рассказ "Кириян-Задэ")
Сочинение-рецензия
SanniДата: Среда, 06.07.2011, 17:03 | Сообщение # 1
зеленая бжёлка
Группа: Администраторы
Сообщений: 382
Статус: Offline
рецензия на рассказ Д.Огма "Кириян-Задэ"
автор рецензии: Марина Бойцова
(Студентка СПБГУ, 1 курс)


"Кириян-Задэ", небольшой рассказ Дмитрия Огма. Совсем простой, как лента Мёбиуса - изобретение гениального ума. О чем бы ни говорил автор, он все время ведет читателя по бесконечной замкнутой ленте.

Центральный и, в сущности, единственный герой рассказа Фрол Никодимыч Кириян-Задэ, человек благополучный во всех отношениях, это признают все окружающие его и сам он, в том числе.

Бесхитростный, простейший сюжет. Нет в нем ни трагичных смертей, ни любви до гроба и тех, кто старается ей помешать, ни невероятных приключений в дальних неведомых странах. Ничего этого нет. Но все же рассказ живет и цепляет чем-то читателя. Как же это удалось автору?
Есть в этом рассказе что-то, что не заметно пробегающему, хватающему на лету читателю, есть что-то, во что надо вглядеться, что-то, что проскакивает зачастую не только в книгах мимо нас, но и в жизни.

На мой взгляд дело тут в житейской мудрости, которая заложена в это произведение: Будь доволен тем, что имеешь. Наверное эту мудрость можно было бы поставить как нулевую над десятью библейскими заповедями.

"Что греха таить, иные из нас может и больше получают от жизни, но гложет сердце порой смутное недовольство от неполноты, незавершенности подношений".

Форма повествования, выбранная автором, очень оригинальна. Действительно, а как сказать о базовых, основополагающих вещах. Тоном лектора, ментора, блаженного, написать как скрижаль? И автор нашел единственно верную форму: добрый, ни к чему не обязывающий, кудрявый разговор, с маленькой хитринкой, подлавливая постоянно недоверчивого читателя: Не врите?! Да вот спросите сами...

Не новая проблема, порок человеческой сущности всплывает в этом рассказе: Не веришь, сомневаешься? - иди и узнай, вот тебе дорога, я там был, видел, пойди проверь и ты.
Но как часто не желают от лени, от страха, что развеется удобная иллюзия, - узнать точно, убедиться, проверить, измерить, продумать, прочувствовать. Не ищут, не слушают, сомневаются не тем продуктивным сомнением, что дает знание, понимание, а тем "сомнением", что убивает и режет на корню, тем, которое скорее охраняет воздвигнутые за жизнь баррикады из где-то заученных или самостоятельно выведенных мудрствований. Сразу как штыки выставляют: Да знаю я все, не бывает такого... Вот и нет ладу, вот и не дается мудрость, не видит ее человек и не черпает потому ни из книг, ни из жизни.
В тоже время есть и другая сторона этого же вопроса, автор приводит нас к тому, что человеку легче и проще поверить без сомнений и без оглядки в неведомое счастье за горами, за лесами, обязательно огромное и причудливо выглядящее, чем разглядеть ближнего, хоть, например, своего же соседа с Малой Посадской, обычного, ничем особо, на вид и в поведении непримечательного человека, у которого есть все, что ему нужно и он живет спокойно и счастливо.

Поэтому, как мне видится, нужна форма бесконечной ленты с одной стороной: иди и думай. Не понял - иди думай снова, смотри и думай. Думай, думай, до тех пор, пока не поймешь. Пока не откроешь глаза и увидишь очевидное. Потому что слепца человек делает из себя сам.

Автор между прочим замечает, что сила Фрола Никодимыча была в тириединстве, но кто-то другой еще какую-то форму для себя найдет. Потому что не так важно за что именно человек уцепится - это второстепенные вещи, самое важное - равновесие, а уж путь, которым его достигнет, найдет...
Как в бушующем море можно ставить паруса, лавировать и шторм пройдет и лодка будет на плаву и люди целы. А можно и в штиль перевернуть лодку и утонуть.
Фрол Никодимыч удивительно устойчивый, цельный человек, человек основательный и беззлобный.
С самого начала жизни достались ему необычные имя и фамилия... есть к чему прицепиться ребятам в школе и чем задразнить. И уж наверняка крепко ему доставалось. Но он нашел и сильные стороны - имя невозможно было исковеркать, можно было прицепить какой-нибудь обидный довесок, но имя всегда было его.

"и как же только не коверкали и не корежили имена на свой, вандальный взгляд и манер мои юные сверстники, стремясь приспособить их, дабы по злее, по задиристей обозвать тем друг дружку, а к моему имени так ничего придумать и не смогли!"

И это умение искать свет и сильные стороны во всем, и еще изначальная, с самого детства та же мудрость сердца: время проходит и кто вспоминает с той же мукой школьные дразнилки. А сколько горя и обид было? Сколько было отравлено себе жизни этими обидами?

Несмотря на всю обычность и не примечательность Фрола Никодимыча, за исключением сразу привлекающего внимание к себе имени героя, он постоянно себя проявляет как глубоко понимающий эту жизнь человек. Понимающий все ее стороны, живущий осмысленно.
Фрол Никодимыч живет именно той жизнью, которая его, не выдуманная, реальная, он прилаживается к ней, врастает в нее. Мне кажется именно в этом и заключается "секрет" его благополучия. Он не слушает ни чьих мнений о том, как он должен себя вести, действовать и т.д. Он просто делает так как видит и чувствует эту жизнь и себя в ней. А ведь мудрость - это не новое платье и не банка пива, ее для сердца не купишь, и не бывает она круче тучи или ниже плинтуса, это не смутное ощущение, как в рекламе или голливудском фильме с чудесами и грязью, а абсолютно реальная вещь, которая расстилается вокруг каждого из нас. Просто мудрость и просто надо до нее дойти СВОИМИ чувствами, СВОИМИ мозгами, САМОМУ.

"И он сам, и самое главное, все окружающие считали его благополучным человеком, даже, может быть, и не задумываясь над значением этого слова: "благополучие", а, может, просто понимая под этим каждый свое. Но удивительно то, что при разном понимании значения этого слова, все, не сговариваясь, сходились в одном - Фрол Никодимыч человек вполне благополучный. Не станем и мы особенно разбираться во влагаемых значениях этого слова, а возьмем значение прямое, заложенное в самом слове, т.е. получать благо, блага. Не потому что нам лень, может быть, или там недосуг, а попросту потому, что сам Фрол Никодимыч так и понимал это слово и соотносил его к себе, исходя именно из такого его понимания".

Снова автор открывает перед нами еще один новый коридор. Человек, существо разумное, существо, владеющее речью, но вот что оно говорит, о чем? Оно само не знает, не понимает как оказывается на поверку. Значит и нет разумности в большинстве людей на самом деле. И нет не от того что не могут, не способны, не идут к ней просто, сами не идут. И тогда, значит, правы рекламщики, классифицируя каждого из членов общества как "реагирующего индивида"? Реагирующего, а не Разумного.
А вот Фрол Никодимыч знает, понимает и не ходит в дальние дали за этим пониманием, а как человек мудрый и "зрячий" смотрит он прямо и понимает суть. Автор дал как пример это слово "благополучие", как самое ходовое, вроде бы всем понятное, наиболее подходящее на взгляд окружающих к Фролу Никодимычу. И таким образом автор наметил еще один путь читателю: обдумать, осмыслить.

Автор не заигрывает с читателем, но немного играет с ним, растормашивая, цепляя каждый раз за косность и желание-таки окопаться и застыть в привычных надуманных рамках. "И нет без исключений никаких пакостей". Автор снова дает как будто привычную лазейку, ловушку. Легче уже после всего прочитанного принять, наконец, Фрола Никодимыча как странного фаворита судьбы, думать, что и правда, это невероятное исключение, принять за святого, или блаженного, или ловкого хитреца, да просто за инопланетянина в человеческом обличье. Тогда придет приятное успокоение.
Но ведет автор дальше:"Может кто и усомнится, и скажет что, мол, не бывает такого, а я отвечу: бывает! На Малой Посадской, в доме с эркером, на четвертом этаже, а фамилия его Кириян-Задэ!"

Там бывает. И не зря автор выбрал самую настоящую улицу, в невыдуманном городе. И на улице любого читателя есть какой-нибудь дом, где живет вот такой вот неприметный герой. Где-то, кто-то... а почему не я?

И снова лента Мёбиуса перетекает в бесконечном и ровном круговороте...

Интересная особенность произведений Дмитрия Огма - в малой форме он вмещает невероятно огромное количество ходов-размышлений, и по желанию можно идти в любом направлении, куда вздумается. Один актер сказал: "В театре ты смотришь, а в кино тебе показывают". В книгах Огма именно смотришь, смотришь на то, на что созвучнее и важнее в этот момент твоей жизни. Поэтому книги его - это не только искусство писателя, но и искусство читателя, который любит и умеет смотреть.
И еще одна особенность этого автора - он ставит много вопросов, но однозначных ответов на них не дает, да вобще-то, наверное, никаких ответов не дает. Это важная особенность.
Огма как бы останавливает своим вопросом человека в быстром беге по жизни, человека, часто запыхавшегося, плохо понимающего куда и зачем он бежит. Останавливает простым вопросом, который почему-то человек не задает себе сам, и отходит в сторону, не вмешивается, не навязывает никаких решений, не подсказывает, не намекает.
Дмитрй Огма воспитывает своими книгами Личность цельную, самостоятельную.
И рассказ "Кириян-Задэ" как раз о личности.
Личность - это не данность, над ней надо трудиться. выстраивать ее, это тяжелая и кропотливая работа, невидная никому, труд, который никто не похвалит, никто не оценит.

Рассказ "Кириян-Задэ" много даст вдумчивому читателю.
 
Форум » Конкурсы » Литературный конкурс » Сочинение-рецензия (рецензия на рассказ "Кириян-Задэ")
Страница 1 из 11
Поиск: