(Елена Сафронова. Замечания члена жюри Е.Сафроновой по прозе конкурса «Согласование времен»18.11.09г.)
«Птица Сирин» былявка
«Забавный рассказ в забавном жанре (видимо, придуманном самим автором; вероятно, словечко «былявка» имеет украинские корни). На слух слово «былявка» воспринимается как маленькая быль. Несерьезная такая. Ну да, такая она и есть. Какой еще может быть побасенка о пьяном проводнике, что выпал из поезда в такой глуши, где не ступала нога человека – а только корешки Лешего, когти Феникса и Сирина, днище ступы Бабы Яги?.. Эта теплая компания подобрала бедолагу, обогрела, напоила ядреным самогоном да и проводила из гостей на то же место, где взяла…
Небольшой опыт восходит к популярному нынче мегажанру юмористической фэнтези. В отличие от читанных мной объемных «иронических фэнтези», «былявка» непосредственная, веселая, ладненько скроена и ловко сшита. Ирония в ней подлинная, не выморочная. Даже думаю, что на небольшом объеме проще выдержать взятую интонацию. Единственное, за что можно попенять – неглубокой вышла. А с другой стороны, что за это пенять? «Былявка» - она и есть былявка. Ни на что солидное не претендует. А читать ее приятно».
Прочитав такую рецензию, у меня возникло глубокое возмущение, хотя сама тональность этой рецензии и явно обозначенная граненая глупость, духовная слепота, интеллектуальная убогость, профессиональный деградизм подобных рецензентов для меня не внове. И я не нашла ничего лучшего в ответ на подобную рецензию, чем ответ одного из литераторов художественного направления «Последняя волна»:
«Знаете как говорят: проще научить дурака чем переучивать умника.
Если сапожник научился изумительно тачать сапоги, это не значит, что он знает толк в модельной обуви.
Пока вы здесь судите, изнывая от изысканной косности, литература живет и развивается.
Она стала уже иной, тихо, как вода, просачиваясь сквозь ваши клешни.
А вы этого упорно не замечаете, подходя со старой меркой к совсем уже не ведомым вам вещам. И это грустно». Д.Огма
Действительно, искусство непрерывно развивается, ищет формы и способы отображения постоянно меняющейся жизни и направление «Последняя волна» сосредоточило в себе весь опыт, накопленный поколениями литераторов, постоянно искавших максимально выразительные способы отображения реальности.
В основании литературного направления «Последняя волна» находится положение о том, что по сути должна нести с собой всяческая художественность, что по сути любая художественность - это только методы и технологии отображения духовности, духовного порыва, духовного состояния человека и если в произведении нет образа человеческого и образа бога, то это произведение нельзя назвать художественным.
У истоков этого литературного направления стояли такие литераторы как Н.С.Лесков, Н.В.Гоглоь, Ф.И.Тютчев, К.Чапек, Ф.Кафка, Т.Манн, Г.Г. Маркес и другие. Близко подошли к пониманию некоторых художественных приемов братья Стругацкие.
Наиболее очевидно проявление иного подхода к литературе для представителей «Последней волны» в поэзии, где происходит особое яркое проявление новых методов формирования текста и всегда жертвенность в отношении формы и размерности во имя достоверности и органичности передачи чувств, ради синтонности и синтональности. Размерность вообще приобретает новые функции и начинает использоваться как самостоятельный инструмент для передачи динамики чувственных рывков, обозначения граней восприятия и т.д.
Не отрицая безусловной важности, необходимость формы, представители «Последней волны», однако, идут на ее разрушение, тем самым отказываясь от безусловного формализма. В этом направлении уже совершен ряд прорывов, найдены, например или находятся в активной разработке такие методы как «руническое», «рунное» написание и «метод импульсной мелодики стиха» и т.д.
Направление «Последняя волна» ориентировано на собирание и использование всего самого эффективного из огромного накопленного литературного опыта и разработке на их основе новых художественных форм, новых подходов на выстраивание прямого, простого диалога с читателем. Именно диалога, исключая всякое менторство, назидательность и идеократичность, оставляя читателю возможности самовыражения, уважительность к читателю как к личности, как к мыслителю, как к духовному человеку - это вообще приоритетная задача в выборе приемов и форм отображения в литературном направлении «Последняя волна» .
Совершенно недопустимы здесь достоевщина, толстовщина, обрушивание на головы читателей своей энциклопедической монументальной грандиозности.
Простота изложения и стремление к совершенству, отточенности формы - это одно из главных критериев для литераторов этого направления. Разговор с читателем о самых глобальных вещах простыми, легкими, доступными средствами, не перегружая его заумностями, граничащими с патологией, энциклопедическим мусором, эмоционально-смысловой чепухой, оберточным материалом сути.
Направление «Последняя волна» уводит нас от всяких сверхновых идей, сверхидей, от всяких идей вообще, от идеологичности в литературе, это образная передача состояний: состояний общества, состояний человека; некоторая образная картина мира и времени и человека в нем.
Передача образности максимальным количеством художественных средств. Это максимальное качество художественной обработки, это глубочайшее уважение к читателю.
Однако, при всей своей образности, «Последняя волна» все-таки подразумевает под собой уход от рафинированного символизма, возможно, это будет повторением, но путь, прямое стремление к читателю - это главное.
При всей кажущейся на первый взгляд простоте, литературное направление «Последняя волна» представляется крайне сложным технически для литератора. Литератор берет на себя большую часть работы от читателя. Здесь недопустимы всяческие сыромятные и сварганенные на коленке недоделы, выплеснутые на страницы листа, недопустим литературный мусор, сюжетная линия представляет собой жесткий единый монолит и всяческие ответвления, если уж их автор допускает, служат только для укрепления этого монолита, но ни в коем случае не для отвлечения на уведение читателя в сторону.
Кажущаяся внешняя простота произведений на самом деле является глубокой напряженной работой авторов, где из произведения убирается все лишнее, всяческие нагромождения, всяческие шероховатости и заскорузлости смыслов и произведение наполняется тщательно проработанной художественностью, литературное направление «Последняя волна» вообще отличается своей высокой художественностью, глубокой образностью, проницанием в образность с использованием всевозможных художественных средств и технологий. Легкость, доступность для восприятия и простота изображения - это, пожалуй, одно и самых сложных вещей в литературе и одно из основополагающих моментов в направлении «Последней волны» - это легкодоступность для читателя художественных выразительных средств.
Новое время, текущее время в котором мы живем здесь и сейчас требует собственной описательности, собственных литераторов. Классика, классические произведения - это столпы, это основание, но этого сейчас крайне недостаточно, требуется осмысление и описание текущего времени, а не пустое коллекционирование и демонстрация оберточных материалов и мишуры.
В условиях современной тенденций развития, а вернее, деградации литературы, ориентированных на продажность, на продажную реализационную стоимость, на эксплуатацию простейших животных инстинктов с целью привлечения внимания, кич, низкосортная экзальтация и эпатаж, ведущие к разрушению личности, разрушению духовности, разрушению человеческого, направление «Последняя волна» выступает в роли антипода этим явлениям, стремясь запечатлеть образы стремительно ускользающего мира, то немногое духовное, что еще осталось в людях, создать и сохранить некую почву для будущих поколений, запечатлеть образы времени и борение духа человеческого с пустотой, с механичностью, технократичностью.
В самом названии направления «Последняя волна» очень многое заключено, например, в этой же тональности звучит обращение Д.Огма к своим сотоварищам: "нам нужно что-то делать, несмотря ни на что, невзирая на весь этот хаос, стараться засеять хоть какую-то часть литературно-художественного поля и постараться вырастить всходы, потому что если мы не оставим ничего после себя, тем, кто придет после нас придется бегать по гробам, по гробницам в поисках живых зерен и как знать, взойдут ли они..."
Эта волна не должна стать последней!