Sanni | Дата: Вторник, 23.08.2011, 03:33 | Сообщение # 1 |
зеленая бжёлка
Группа: Администраторы
Сообщений: 382
Статус: Offline
| рецензия на рассказ Д.Огма "Лохмарый" автор рецензии: Анастасия Старкова (Студентка 2 курса экономического факультета ГОУ ВПО Удмуртского государственного университета г. Можга)
Загляни в своё сердце
Моё знакомство с творчеством Дмитрия Огма началось с рассказа «Лохмарый». Прежде всего меня привлекло незнакомое слово, вынесенное автором в название произведения, значение которого ни в одном из толковых словарей я не нашла. Прочитав рассказ, я была поражена тем, насколько точно слово «лохмарый» отражает сущность целой категории людей, лишённых некоего нравственного стержня, не позволяющего перешагнуть грань, которая разделяет добро и зло. А грань эта порой настолько хрупка, что один неверный шаг – и может случиться непоправимое. Когда произносишь слово «лохмарый», то по ассоциации со словом «лохматый» перед мысленным взором возникает образ существа, заросшего густыми жесткими волосами, в беспорядке торчащими в разные стороны. Только, по утверждению героини рассказа тёти Тани, «лохматым» становится сердце у человека, которому вдруг «захочется чудь какую – нибудь завести»: обменяться сердцами с «самым лютым зверем». Что это за «чудь» такая вдруг овладевает человеком, которая заставляет его «со зверем сердцами обменяться»? Объяснение этому странному поступку, оказывается, очень простое: желание постичь тайну Природы, по сути, стать её Властелином. Однако, как известно, в природе всё гармонично и взаимосвязано, поэтому любое нарушение этой гармонии ведёт к трагедии. Трагедия же, по мнению автора, заключается в раздвоении сознания: с одной стороны, человек, посягнувший на свою истинную сущность, данную ему от рождения природой, стремится насладиться кажущимся могуществом, а с другой – его душа рвётся к утраченному. Вот и становится такой человек «призраком», несущим окружающим зло. Символом подлинной человечности, олицетворением всепоглощающей доброты выступает в рассказе тётя Таня, простая женщина – крестьянка, благодаря нравственной силе которой, возможно, осталась жива мать повествователя, оказавшаяся с героиней в роддоме, «в одной палате, в реанимации». Только человек с чутким сердцем способен, потеряв собственного ребёнка, кормить своим молоком чужого младенца. Можно только догадываться, какие чувства испытывала тётя Таня в те горькие для неё минуты, но эту боль она спрятала от чужих глаз глубоко – глубоко, в самом потаённом уголке своего исстрадавшегося сердца. Для неё творить добро было так же естественно, как говорить, дышать… Вот почему такое неприятие вызывало у тёти Тани слово «лохмарый», вобравшее в себя, по её представлениям, самый страшный человеческий порок – жестокосердие, поэтому звучало для неё хуже всякого ругательства. Рассказчик, который не знал значения этого впервые услышанного им на улице от Пашуковых ребятишек слова, очень удивился, почему всегда уравновешенная тётя Таня вдруг так «всполошилась». Её реакция стала ему понятна, когда он узнал, кого в народе называют «лохмарыми». Хотя тётя Таня, по словам повествователя, была подобна бездонному колодцу, «доверху налитому историям, преданиями, сказами народными», многие из которых он услышал от неё, но именно история про «лохмарого» «запала особенно сильно, не давала покоя» рассказчику. В очередной раз приезжая в гости к тёте Тане, он вновь начинал разговор о «лохмаром», пытаясь выяснить, можно ли узнать его при встрече. Долгое время «лохмарый» преследовал рассказчика во сне. Потом этот страх прошёл… Что же повествователя так поразило в этой истории? Прежде всего то, как обычный человек способен превратиться в чудовище, способное творить зло. Он с молоком тёти Тани впитал в себя и частицу её доброты, поэтому интуитивно чувствовал, насколько опасны люди, возле которых, если случится беда, «не согреться». Считается, что узнать, каков человек, можно по его глазам, потому что
Сладких слов коварный яд Сердце может усыпить. Лишь глаза нам никогда не льстят: В них неправды не укрыть.
В них ты прочитаешь без труда, Что в душе сейчас таится. Оказывается тот лжецом всегда, Кто в глаза смотреть боится.
Именно глаза, по наблюдениям тёти Тани, выдают «лохмарых». В них нет радости и доброты. Сила и пустота – вот что таится в глубине таких глаз. Чтобы показать душевную щедрость героини, Д. Огма использует приём антитезы, противопоставляя пустоту глаз «лохмарого» «тоскливой сини» тёти Таниных глаз, которые словно бы вбирали в себя всю вселенскую боль. Героиня живёт в согласии с собой и природой. И для этого ей не надо меняться сердцами с «лютым зверем». Недаром, когда всё живое изнемогало от густых, жарких» солнечных лучей, она «впадала… в какую – то грусть, странную, беспросветную», будто в такие мгновения изнуряющий зной вытягивал из неё жизненные силы, и она становилась беззащитна перед злом. Особенностью стиля Д. Огма является то, что он не даёт пространных пейзажных зарисовок, как бы нарочито пренебрегает описанием переживаний героев, не даёт их развёрнутых портретных характеристик, однако несколькими точными штрихами создаёт целостную картину. Каковы же истоки образа «лохмарого»? В эзотерике есть понятие «энергетический вампир», под которым подразумевается человек, который якобы выкачивает энергию не из космоса (как это свойственно большинству людей), а из окружающих, подтачивая тем самым их психическое здоровье. Вероятно, в народе замечали, что от некоторых людей исходит нечто негативное, отталкивающее, поэтому сторонились их. Слухи об этом распространялись, обрастали небылицами, становясь легендами. Д. Огма сумел, на мой взгляд, найти очень точное и ёмкое слово для выражения народного представления о подобных людях. Хотя сюжет данного рассказа прост, но в нём автор поднимает важные нравственные проблемы. Главный вопрос, поставленный писателем в произведении, заключается в том, много ли «лохмарых» живёт среди людей. К сожалению, с развитием благ цивилизации люди не становятся счастливее. Душевная пустота, равнодушие друг к другу – вот болезнь, поразившая современное общество. Так, годами проживая на одной лестничной площадке, соседи порой бывают не знакомы друг с другом. Суета повседневной жизни не позволяет им задуматься о том, что кому – то, возможно, необходима помощь. «Раньше внимательней люди к друг другу были, серьёзнее ко всему относились»,- с горечью замечает тётя Таня в разговоре с повествователем, понимая, что разобщённость обедняет души людей, лишает их радости. Зато является благодатной почвой для процветания «лохмарых». Разве не «лохмарые» развязывают войны и организуют террористические акты?! Создают финансовые пирамиды, оставляя ни с чем обманутых вкладчиков?! Совершают насилие над детьми?! Обворовывают и оставляют без крова стариков?! Без сомнения, подобное могут совершать только люди, в чьей груди бьётся звериное сердце. Символично, что даже зверь «не может долго с человечьим сердцем жить», так как ему не по силу вынести разрывающую это сердце боль от сострадания к страждущим. Значит, каждому из нас необходимо вести непримиримую борьбу со всеми проявлениями «лохмарости», в какой бы форме она ни встречалась. Иначе мы сами можем превратиться в «лохмарых» - людей холодных, пустых и опустошающих всё, с чем они соприкасаются. В каждой строке рассказа слышится призыв автора: «Почаще заглядывайте в своё сердце! Будет поздно, когда «лохмы» прорастут наружу». Следует отметить, что для раскрытия идейного замысла произведения Д. Огма использует разговорный стиль повествования, фольклорные мотивы, поэтому здесь много олицетворений («переглядели смерть, тошно той стало», «солнце долго не проваливается за горизонт, будто висит на нём, будто прочно там уселось», «солнце… уселось на покрытый сизой дымкой… горизонт, и светило оттуда, полусонно, вполглаза»), а также сравнений, взятых из крестьянского быта («солнце…будто квочка на насест уселось», «будто колодец она бездонный»). Несмотря на то, что рассказ построен на диалоге двух героев, однако на всём его протяжении чётко прослеживается авторская позиция, выразительницей которой выступает тётя Таня. В этом образе нашло отражение народное представление о добре и зле. Пока есть на земле такие люди, как тётя Таня, «лохмарым» не быть хозяевами жизни. Присутствие же рассказчика делает разговор с читателем доверительным и побуждает к размышлению. А подумать, бесспорно, есть над чем. Например, над тем, бывают ли «лохмарые эти» женщинами. Как и во многих других произведениях Д. Огма финал рассказа остаётся открытым. Вот только задуматься над этим вопросом надо не тогда, когда нагрянет беда (именно так случилось с повествователем), а сразу после прочтения рассказа.
|
|
| |