Суббота 09.11.2024 20:01
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Снежная элегия
SanniДата: Пятница, 15.07.2011, 08:17 | Сообщение # 1
зеленая бжёлка
Группа: Администраторы
Сообщений: 382
Статус: Offline
рецензия на стихотворение Д.Огма "Идет по лужам напрямик человек..."
автор рецензии: Прохоренко Наталья
11 класс
МАОУ «Лицей №78 им. А.С.Пушкина»
Г. Набережные Челны, р. Татарстан


Снежная элегия


…Человек в черном драповом пальто идет напрямик по лужам навстречу мокрому снегу. Хлопья бьют в лицо бедному незнакомцу, обволакивают, покрывают пальто человека белой пеленой. Но он сейчас не замечает этого. Его разум вдалеке от этого мира, занят совершенно другими вопросами и явлениями. Окружающая среда тонко чувствует душу прохожего: с крыш текут мутные ручьи цвета ржавчины; небеса не в силах больше сдерживать снежных эмоций, они накрывают земной покров белыми хлопьями. Но наш прохожий всё упрямо идет, идет прямо по лужам. Он не замечает идущих навстречу людей, многоэтажные дома, занесенные снегом дороги, кошек, одиноко зябнувших под козырьками подъездов. Его взгляд не может зацепить ни одной детали, которая могла бы вывести его из мысленного «забвения»…

У стихотворения нет названия. А нужно ли оно? Первая строка первого четверостишия отражает все общее настроение произведения в целом. «Идет по лужам напрямик человек…» мгновенно задает тон произведению. Куда идет прохожий? Зачем? Почему не хочет обойти лужи? Торопится ли по важным делам, не терпящим отлагательства, или просто настолько погружён в себя, что даже не замечает их?

Строй стихотворения передает эмоциональное настроение (и, можно сказать, даже потрясение) автора: обилие пиррихиев и спондеев не приковывают к себе пристального внимания читателей. На первый план выходит безликая фигура взволнованного незнакомца-прохожего. Однако особую ритмику каждому катрену придает мужская рифма. Парная рифмовка создает особую мелодию движения, мотив стихотворения. Ну а кольцевая композиция произведения (первый катрен: «идет по лужам напрямик человек.//Идет с самого утра мокрый снег»; последний катрен: «Идет с самого утра мокрый снег.//Идет по лужам в никуда человек») тоже замыкает внимание только на незнакомце-прохожем. Так как ведь второе четверостишие указывает на состояние природы, очень близком человеку, а третий катрен возвращает читателя к прохожему, выделяя, в первую очередь, информацию о том, что определенного пути-то и нет. А есть ли что-либо страшнее такой ситуации, произошедшей с нашим незнакомцем?.. Чиновник Мармеладов, один из героев романа «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского, утверждал, что «надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!». И в последних строках стихотворения звучит фраза, которая могла бы стать продолжением «речи» Семёна Захаровича Мармеладова: «Не дай Бог вот так идти мне иль Вам». Этот «крик», «мольба» с нотками надежды сближает автора с читателями, так как создается некая атмосфера доверительных и близких отношений.

А кто из нас в моменты душевных сомнений не походил на одинокого, безликого, потерянного в этом мире незнакомца? Так не дай Бог (пусть же создастся реминисценция на стихотворение «Идет по лужам…» даже в выводе) каждому из нас вновь пережить такое состояние.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: