Понедельник 25.09.2017 21:44
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Форум » Конкурсы » Литературный конкурс » Перерождение в стиле ОГМА (рецензия на рассказ "Морская пена")
Перерождение в стиле ОГМА
SanniДата: Воскресенье, 03.07.2011, 18:01 | Сообщение # 1
зеленая бжёлка
Группа: Администраторы
Сообщений: 382
Статус: Offline
рецензия на рассказ Д.Огма "Морская пена"
автор рецензии: Алёна Тарасова
(Ученица 10 «А» класса)



Перерождение в стиле ОГМА


«-… Я бродил там, где все темно, и вдруг…
- Ты нашел путь…»
Дмитрий Огма «Морская пена»


Эти слова проникли мне в сердце, но в то же время породили уйму вопросов, как, в принципе, и весь рассказ Дмитрия Огмы «Морская пена».
Жизнь главного героя, Виктора, похожа на проверку или даже испытание. Автомобильная авария, за ней следующая кома, встреча с Богом, возвращение к жизни и уход его жены к другому. Это предложение показывает лишь последовательность событий, которые происходят с главным героем в рассказе, а весь смысл и ответы на всё то, что мне не даёт покоя, находятся непосредственно в самом произведении Дмитрия Огмы.
Благодаря автору мы за небольшое количество страниц можем наблюдать, как человек перерождается и находит своё предназначение в жизни. За это автору можно поставить большой плюс. А как ему это удалось? Какие Огма использовал приёмы, чтобы, прочитав его «Морскую пену», многие не остались равнодушными?
Для того чтобы это понять, давайте вернёмся к самому началу. Какое оно? Динамичное, побуждает к действию. Автор достигает такого эффекта за счёт большого количества глаголов: «… сделала… накренилась, покачнулась, застыла». И это всего-то одно предложение! Возможно, это означает то, что у героя была насыщенная жизнь до происшествия. И всё же, почему именно авария? Можно предположить, что она носит некий «эффект судьбы», и если бы была катастрофа намного глобальнее, например, тайфун, крушение самолета или массовый террор, то не было бы ощущения того, что именно Виктору надо что-то понять и осмыслить, через что-то пройти, и наше внимание не полностью было бы сконцентрировано на главном герое. Нас волновали бы посторонние вопросы: «А как сложиться дальнейшая жизнь у других людей? Так же как и у Виктора или по-другому?». Но по смыслу, заложенному автором в рассказе, таких вопросов у нас возникать не должно, поэтому, на мой взгляд, Дмитрий и выбрал именно аварию.
По ходу рассказа возникает ещё один вопрос: «Почему же кома, а не переломы?» Размышляя над этим, появляется два варианта. Во-первых, переломы рано или поздно заживают, а вот от комы остаётся моральный отпечаток. Во-вторых, при переломах тебя поддерживают и помогают близкие, друзья и врачи, а в коме ты один, и тебе самому надо бороться. На мой взгляд, последний вариант больше всего подходит для темы перерождения, поэтому я придерживаюсь этого мнения.

В ходе рассказа, отчетливо заметен резкий переход от динамики к чему-то монотонному и гнетущему, тёмному и пустому. Виктор сказал смиренно: «Вижу, и ладно! Какая разница – как!». Всё это показывает полное повиновение героя с обыденностью и правилами. У него поначалу не наблюдается стремление. Но его встреча со стариком открыла ему глаза на то, что покорность «мрачному миру» для него незнакома. Он не как все эти люди, в которых «ничего не было, только пустота, черная, гнетущая, пожравшая всё внутри». Он что-то ищет, в отличие от них. Это как бы подготавливающий этап на пути поисков человека своего предназначения в жизни.
А как же мы поймём это странное выражение – «предназначение в жизни»? В какой момент и почему это будет именно то, что надо? Дмитрий Огма описывает и это на чувствах главного героя. Сначала человек ощущает какой-то незначительный сигнал, как Виктор заметил искорку. Он начинает идти к ней шаг за шагом, а искорка всё разгорается и разгорается, наподобие нашего желания. Но в какой-то момент хочется всё бросить, это сродни тому, что «чернота» поначалу не даёт пройти Виктору к свету. Однако преодолев все препятствия, герой полностью отдаётся этой «нежной силе», как происходит и с нами, когда мы погружаемся в определённоё русло судьбы.
Но вдруг снова происходит нарастание действий: «Его подхватило что-то, сила понесла, всё слилось, замелькало, сгустилось, превратилось, он нёсся». Я предполагаю, что автор использует много глаголов для того, чтобы сделать акцент на том, что человек нашёл свой путь, он разжёг огонь из маленькой искорки.
Таким образом, происходит перерождение Виктора, у него новые взгляды на мир, теперь для него всё наполнено смыслом, и сомнений больше нет. Опять же, всё как в реальной жизни: ведь, найдя своё предназначение и свой путь, человек уже перестаёт сомневаться, а идёт только вперёд. Однако устоять и не сломиться под тяжестью навалившихся забот может не каждый!
Именно для того, чтобы определить: способен ты или нет выдержать этот путь, нужна проверка. Конечно, проверка проверкой, но в тоже время одному пройти её трудно и сложно, ведь в любое время можно сорваться, поэтому должен быть рядом ещё кто-то, кто сможет подсказать, дать совет и развеять все сомнения. В рассказе этот момент показан как нельзя лучше: диалог Виктора с Богом. Последний говорит герою, что «ты уже нашёл путь», возрождает желание жить. «Любое желание… Чтоб было легче тебе там, немного», - эти слова я тоже расцениваю как поддержку Виктору, но в тоже время это и некая проверка. Вот если подумать: «А что загадает человек, если у него будет единственное желание, но которое точно исполнится?» Я даже попробовала провести опрос на этот счёт, и вот результаты: больше половины попросили бы что-нибудь для близких и родных, а остальная часть что-то для себя. Виктор относится к большинству. Да, конечно, его желание можно назвать бескорыстным, но у меня есть одно «но». Мне кажется, что всё-таки отчасти, но Виктор надеялся, что «самым сокровенным желанием» его жены станет семейное счастье с ним, но надежды не оправдались.
И вот, после исканий, после засасывающей пустоты, после проверки герой возвращается к жизни с новыми мыслями, чувствами и верой. Последняя, на мой взгляд, помогла ему быстро поправиться после комы. Немаловажным является тот факт, что Виктор лежал в коме целый год. За это автору можно поставить ещё один плюс. Акцент на время как бы показывает, что перерождение человека не занимает минуту, час, неделю, этот процесс длится намного дольше.
Конец рассказа неожиданный: жена ушла к тому, кто нравился ей ещё в школе, и Виктор на неё не кричит, не бьёт, не упрашивает, не давит на жалость, не ругает, а принимает буквально все её слова спокойно и немногословно. Смотря на неё, он видит на лице Марины счастье, видит то, как она помолодела и похорошела. Виктор понимает, что у неё новая и счастливая жизнь впереди, да и он тоже счастлив, ведь самое сокровенное желание его любой исполнилось, а как не радоваться за ту, которую так преданно и сокровенно любишь?

Не захотел герой портить и омрачать счастье жены: он не рассказал про то, что было с ним, про его желание, хотя, несомненно, ему очень хотелось это сделать. Возникает вопрос: «А почему герой не оповестил Марину?» Ведь если бы она знала, то, возможно, осталась бы с Виктором, прониклась бы глубиной его чувств к ней. Но этого не случилось! Я считаю, что герой не хотел, чтобы жена только из жалости не покидала его, а если бы всё-таки ушла, то потом ещё долго бы винила себя за это. Ни тот, ни другой варианты не подходят! А всё потому, что Виктор искренне и беззаветно любил Марину и желал ей только счастья, поэтому и отпустил, чтобы не причинять ей мучений и боли. Смело можно сказать, что другой концовки у рассказа быть не может!
Однако закончен лишь рассказ, а жизнь продолжается. И это справедливо, ведь автор в конце последнего предложения ставит многоточие! А это значит, что жизнь Виктора только началась, и этот рассказ как бы отправной пункт чего-то нового в его судьбе.

Прочитав рассказ «Морская пена», уже не остаётся сомнений, что автор – психолог. Он мастерски играет чувствами героя, пытаясь тем самым передать то, что мог испытывать обычный человек, которому довелось бы пережить то же самое, что и Виктор. И это ему успешно удаётся! Действительно, читая произведения, ты как будто проникаешься и начинаешь мыслить, как он; начинаешь понимать и осмысливать происходящие в рассказе события.
Немаловажную роль играют и второстепенные персонажи. Возьмём, к примеру, Марину. «Тёплое, спокойное счастье,» - так называл её Виктор. Однако спокойствие таит в себе много загадок и тайн. Вот и Марина приходила к мужу в то время, пока тот находился в коме, помогала ему вылечиться, но всё же ушла от него. Она знала, что Виктор её любит и прекрасно понимала, что вместе жить долго они не смогут, так как любила другого. Возможно, поэтому Марина и ушла так быстро: не хотела лишний раз причинять боль своему мужу. Значит, ей всё-таки Виктор был небезразличен?! Она его тоже любила, но другой, особенной любовью! Но пять же, это всё только маленькая крупинка, но зато какая!

Ещё один из героев – Бог. В рассказе он выступает в роли того, кто помогает Виктору определиться, сделать правильный и единственно верный выбор. Речи Бога точны и немногословны. Фактически, он только направляет главного героя, но последний сам принимает решение.
На мой взгляд, у Бога в рассказе есть и другая роль. Он ещё и тот, кто проверяет: может ли человек выдержать все трудности, или же он сломится после первой же неудачи. Эту проверку прошёл и Виктор. И, надо сказать, успешно! Он загадал желание «не для себя», что показывает его способность жертвовать чем-то ради кого-то.
Двоякий образ Бога показывает, что на пути перерождения человек проходит множество испытаний, преодолевает препятствия, мешающие ему в этом, и должен быть кто-то или что-то, что направит его в нужное русло. В рассказе Дмитрия Огма этим «что-то» является вера. Это хорошо видно на словах Виктора: «Важно то – чего хочешь Ты!» Вера помогает нравственно, физически и морально устоять перед всем, что мешает человеку на пути поисках себя и своего предназначения в жизни.

Однако это что касается героев. Автор хорошо помогает читателю вникнуть в суть рассказа благодаря психологическому пейзажу. Психология вообще штука многогранная и сложная, но Огма использует её удачно. Невольно напрашивается вопрос: «Каким же образом это ему удалось? Да ещё и так, чтобы читатель именно прочувствовал, а не просто представил себе всё происходящее в рассказе!» Чтобы на него ответить, надо сначала поэтапно вспомнить перерождение человека, а затем просто прочитать описание без диалогов и исканий Виктора. Всё очень гармонично совпадает: чувство пустоты и поиски накладываются на мрачный пейзаж («беспросветная тьма», «сумрак, без всякой определённости», «бесконечный, петляющий чёрный коридор»); нахождение своего пути в жизни автор связывает с солнечной или даже ослепляющей картиной («всё заполняющий свет», «безбрежный яркий свет»). Поэтому смело можно сказать, что Дмитрию Огма удалось создать психологический пейзаж, при этом он лишь дополняет чувства главного персонажа, а не заменяет их.

Если брать произведение в целом, то, на мой взгляд, Дмитрий Огма выбрал хорошую и актуальную тему, правильно и гармонично скомпоновал все её проблемные моменты, замечательно подобрал сюжет. Не уделяя особого внимания второстепенным вещам, он сразу пишет то, что нужно без излишеств, то, что требуется для поэтапного описания данной проблемы.
Но совершенству нет предела! Любому автору: будь то начинающий, юный и неопытный, или же тот, кто уже построил карьеру на этом поприще, есть, куда расти!
Автор, я считаю, поскупился на описание характеров главного героя и его жены. Если бы мы лучше знали бы Виктора, возможно, мы бы лучше понимали, насколько труден для него процесс переосмысления жизни. Но рассказ уже опубликован, и только по уже написанному читатель может познакомиться с героями.
Но как говорится, сколько людей столько и мнений! Кто-то вполне может сказать: «Дмитрий Огма намеренно не делал сильного упора на описание характеров. Таким образом он стремится объяснить и показать нам то, что с каждым может случиться то, что произошло в жизни Виктора! А излишнее нагромождение лишь отвлекает от главного и может увести вообще от основной темы далеко в другую степь!» Кто-то другой думает, что именно это и придаёт колорит всему рассказу, а третий может ссылаться на то, что это характерная черта для Дмитрия Огма. Да, мнения могут быть совершенно разные по этому поводу. И все они по-своему правильны!

Но, всё-таки, вопрос остался: «Расписать характеры и сделать рассказ более частным или же не углубляться в описания и сделать проблему глобальнее?» На него однозначно ответить нельзя. Всё зависит от того, на что автор рассказа хотел сделать акцент: на процесс перерождения человека, похожего на Виктора, или человека в общем.
Однако я остаюсь при своём мнении. Без дополнительных описаний, на мой взгляд, не будут полностью раскрыты чувства главного героя и понятен конец рассказа. Конечно, если глубоко вникнуть в его суть и проникнуться всей душой, то концовка покажется вполне логичной. Но лень-матушка иногда берёт верх над читателем! Или же у него просто будет не хватать времени на это, или он действительно не сможет понять, что же хотел сказать автор последним абзацем ,и почему стоит многоточие, а не другой какой-то знак! В таком случае, автору следовало бы, поподробнее описать либо самих героев, либо расписать конец так, чтобы читатель уловил нужную мысль и додумал уже сам.

Говоря о минусах в общем, следует отметить то, что в основном они касаются вопросов понимания читающей публики.
Вот, наконец, мы и подошли к самому сложному и спорному вопросу: почему Дмитрий Огма назвал свой рассказ именно «Морская пена» и никак иначе? Ответ, на первый взгляд, очевиден: имя жены Виктора – Марина, что в переводе означает «морская пена», отсюда название всего рассказа. Вот, вроде бы и всё: никаких премудростей тут нет. Но это далеко не так. Если углубиться в расшифровку названия и посмотреть на него со всех сторон, то получатся совершенно разные трактовки. Чем-то это напоминает процесс появления сказок! Передавали их устно, каждый изменял на свой лад: приукрашал, что-то добавлял или наоборот что-то упускал, поэтому в разных местностях были вроде бы одинаковые сказки, однако, отличий в них было много.
Если рассматривать морскую пену с точки зрения науки, то это скопление большого количества пузырьков, которые разделены между собой жидкой перегородкой. Но эти пузырьки могут лопнуть в любой момент, однако, на их место встают новые. Этот процесс показывает перемены, необходимые и естественные. В рассказе перемены происходят в сознании Виктора, что тоже является вполне нормальным, ведь мировоззрение любого из нас может также поменяться.
Морская пена, согласно древнегреческим мифам, это масса, из которой родилась богиня красоты и любви Афродита. Значит, это ещё и рождение новых идей и мыслей, взглядов и чувств. И действительно, главный герой после происшедшего с ним в коме смотрит на мир совсем по-другому: более терпеливо, без страха и раздражения, как раньше.
Исходя из простых человеческих ощущений и представлений, морская пена – это что-то такое, что приносит детскую и искреннюю радость. Так же и Виктор: искренне счастлив просто потому, что счастлива его жена.
Но в то же время, морская пена может образовываться во время цунами, а такие природные явления очень опасны: могут уничтожить целый город и привести к массовым смертям! Цунами сначала формируются, затем быстро наступают и отходят от суши, оставляя после глубокие раны, которые на протяжении долгих лет будут пытаться залечить люди, столкнувшиеся с ним. Тема перерождения, поисков своего единственного и верного пути в жизни отчасти напоминает этот процесс, то есть то, что ты осознал и пережил, будешь помнить очень долго!
Приведённые варианты расшифровки названия рассказа «Морская пена» могут быть совершенно другими или же по-иному будут объяснены. Но главное то, что это помогает осознать тот факт, что автор специально так назвал своё произведение. Почему? Всё просто: название многое объясняет. Контингент читателей может быть очень разнообразным: от школьников до пенсионеров. И для того чтобы всем было наиболее понятно, автор даёт пояснение названия уже в тексте рассказа. А вот размышлять дальше – это привилегия тех, у кого большой жизненный опыт, кто любознателен, кто проникается с головой в произведение, и, кто просто хочет выработать собственное мнение по этому вопросу.

С творчеством Дмитрия Огма я не знакома, поэтому рассказ я выбирала по названию. Морская пена! Мне сразу представились море, легкий бриз, закат, парочки, гуляющие по пляжу. Всё это наполняет умиротворением. Исходя из этого, можно смело сказать, что название мало того, что ёмкое в смысле информации, так ещё приятное на слух и вызывающее положительные эмоции.

Исходя из всего вышесказанного, можно смело сказать, что рассказ Дмитрия Огма «Морская пена» заинтересует читающую публику всех возрастов. Кто-то прочитает, проникнет в его суть и забудет, кто-то углубится в размышления, кого-то заинтригует сюжет и проблема, кому-то придётся по душе жанр и стиль написания. Так сказать, это универсальный рассказ. Так что читайте, черпайте что-то новое: возможно, когда-нибудь это пригодится вам в жизни!
 
IvaДата: Воскресенье, 03.07.2011, 21:59 | Сообщение # 2
проникающийся
Группа: Проверенные
Сообщений: 172
Статус: Offline
Интересная рецензия получилась.
Понравилось то, что свой взгляд у Алены. Именно это привлекает, для меня рассказ уложился и чувствуется по-своему. Рассказ нравится и мне и другому человеку, но видим мы каждый свое, иногда противоположное. Нравится одно, а видим по-разному - это странно, удивительно, непонятно, но это так.
Это необычно. Я много думала, отчего так происходит и пришла вот к чему: Огма пишет как бы находясь в стороне. не включает свои личные переживания в общую канву произведений, не заставляет читателя думать так, как думает автор, т.е. не ищет себе ни сторонников, ни противников. Он показывает ситуацию, дает чистые чувства каждого из героев (именно его, героя, с его личностью, его особенностями, жизненным опытом). И картина становится похожа на настоящую жизнь.
Ведь только в настоящей жизни мы все события видим так, как видим и идти можем куда пожелаем.
И у Огма также - простор, иди куда хочешь, думай или не думай.
Но по моим ощущениям в каждое произведение, будь то крупная вещь или небольшой рассказ вложен словно автономный моторчик, если прочитал - это останется с тобой навсегда, будешь думать, будешь доходить, пусть неосознанно, даже не желая думать.
Прочитала о многоточии в конце рассказа и вот об этом подумала: оно выводит за пределы этой истории, походишь и снова в нее вернешься, что-то вспомнить, что-то понять, что-то по-новому уложить в понимании.

Для меня эта история печальная, безнадежная. Это жизнь на одной только воле без желания жить, без надежды, без перспективы, без человеческого тепла.
Сколько времени вспоминаю эту историю - болит душа, тяжело становится.

"Но, всё-таки, вопрос остался: «Расписать характеры и сделать рассказ более частным или же не углубляться в описания и сделать проблему глобальнее?» На него однозначно ответить нельзя".
Мне кажется, это даже не вопрос, а пожелание. Рассказ родился уже такой, какой он есть.
На мой взгляд это авторские решения: глубина, ширина, подстраиваться под публику или идти своей дорогой, следуя таланту и внутренней правде.
То что есть в рассказе, да и не только в нем, это человечность. Он о людях, о настоящем, человеческом, без игры, без фальши, без ужимок, поз.
Нас кормят фальшью в жизни... бесконечная игра в жизнь. А на самом деле, что с человеком происходит - мало кто говорит, даже и сам человек зачастую перед собой играет в счастье, в горе, в доброту, в злость.
Что чувствуешь ты и сейчас, что чувствует другой человек сейчас без смайлов, как есть.
Огма туда выводит, в чувства.
У него очень разнообразный стиль, он владеет словом, но строит фразы необычно, не так, как принято.
Так как принято - это выхолощенный шаблон, на него реагируют механически, не вдумываясь и не вчувствуясь. Огма говорит не роботу, а человеку, то что тонкое, невидимое и часто даже просто полудохлое, забитое где-то в глубине даже не живет - выживает.
Он этой искорке говорит и больно и радостно от этого. Он говорит с тем, что никому не нужно.

Странно это, если задуматься, мы жертвуем собой, подавляем, гасим то, что единственное должно и обязано жить. Душа ведь это не что-то поэтическое, это реальное. Она может умереть, засохнуть в человеке, но почему-то нет страха от этого, паники, агрессии, сопротивления. По нашей жизни это видно очень.
"Реагирующий индивид" - его мотивируют, он реагирует. Нет, это не собака Павлова, это как бы человек. По виду, может быть и человек, а по содержанию.... пшик, сдох там человек, если вообще и был когда-нибудь.

Виктор - живой. Он замученный, сам себя обманывал, но живой. А Марина - пластиковая. Пена, она и есть пена.

Разный вход, разное виденье - удивляюсь, но прочитала рецензию с интересом. Понравилось, что так подробно представлен ход размышлений.


"грусть моя все сильнее И люди вроде, и все какие-то недоделанные "
 
Форум » Конкурсы » Литературный конкурс » Перерождение в стиле ОГМА (рецензия на рассказ "Морская пена")
Страница 1 из 11
Поиск: