Дмитрий Огма
Махалабапурам
рассказ
Индия - великая страна! Страна великих контрастов. Великого богатства и великой нищеты. Великой мудрости и великой глупости. Великой просвещенности и великого убожества. Великих людей и великих зверей.Великих храмов, что будто бесценные, изящные, инкрустированные великим мастером шкатулки, и великой утлости кривых, кособоких,глинобитных мазанок. Великого народа и великой духовности, великого государства распростертого вдоль берега великого океана и опоясанного цепью великих гор с другой стороны. Запах дерьма и сандала, зноя и сырости, земли и плодов, болотной прелости и цветов создает атмосферу великого благовония, запаха Индии, вдохнув который лишь раз, вы не забудете уже никогда. Местечко Махалабапурам, что уютно примостилось вдоль пологого берега Бенгальского залива. Широкие берега, могучие волны могучего океана, накатывающие на антрацитово - черный и бежево-белый песок. Кругом контрасты. Резкие переходы. Шустрые, забавные, полупрозрачные, глазастые крабы, снующие всюду, перебегающие без всякого страха с черной полосы песка на белую, и обратно. Великий океан и великая сельва. Великая водная стихия с одной стороны и великая зеленая стихия джунглей с другой. И шустрые крабы, разбегающиеся по узкой полоске песка, разделяющего две стихии. Разбегающиеся прочь с пути ползущего по белому песку черного, голого человека с белой, лохматой гривой нестриженных, седых волос и густой, седой бородой. Паломника, ползущего к чернеющему вдалеке великому храму, мерящего свой путь своим телом, истощенным, изнуренным, испепеленным до черна великим, ослепительно-белым солнцем. Свет и тени. Бледность и чернота. Грязь и чистота. Жизнь и смерть. Загнивающая роскошь и процветающая нищета. Индия- великая страна великих контрастов. Все есть в Индии, и все великое! Нет лишь скорби, никакой, нет лишь гнева и отчаяния. Индия, словно ослепительно-белая улыбка брахмана сидящего в грязи, неотличимого от этой грязи. Словно, невыразимой свежести и тонкости, аромат ослепительно-белого лотоса среди смрадного, чумного болота. Великая колыбель жизни и смерти, колыбель мудрости и греха, познания, покоя, гармонии и отдохновения. Вот теплый, мятежный океан, суетливые крабы, а вот уже уютное, под счастливыми, лохматыми пальмами, доброе местечко Махалабапурам, а там уже сельва, и среди великой животворной зелени черные и серые поля, вспаханные деревянной сохой, и сеятель, бросающий в разверстое чрево земли свое семя. Человек и земля, люди и обезьяны, притихшей гурьбой рассевшиеся по стволам и ветвям, во все глаза наблюдающие из джунглей за сеятелем. Джунгли - тысячи внимательных глаз, чутких ушей, острых носов следящих за идущим по земле человеком. Сеятель прост, ноги его босы, в руках простой кувшин, обвязанный грубой бечевой перекинутой через плечо. Он достает в пригоршню крепкое, ладное, граненное, распирающее жизненной силой зерно и бросает его в разверстую, теплую, влажную, томную от ожидания землю. Работа спорится, и работа сделана, и сеятель уходит домой, под сень счастливых пальм, слушающих голос моря. Со всех концов, окрестных стволов и ветвей, выждав немного, на поле тут же сбегаются стаи обезьян, и начинают таскать из земли граненое зерно, набивая рты, суетливо укладывая его за щеки. Проворные, визгливые, суетливые и ловкие, прожорливые, хвостатые бестии. Что думают они об этой земле, о поле, пальмах и человеке? Человек для них полный идиот и безумец, бросающий еду в грязь. А они сами великие спасители зерна, не давшие ему сгинуть, пропасть в этой хляби. Ведь вон, на горизонте уже черно, сгущаются смурые тучи, скоро, совсем скоро, начнется сезон великих дождей и превратит эту рыхлую землю в болото. Человек же настолько безумен и глуп, что не понимает этого, не понимает, что разбросать зерно это не то же самое, что его собрать, выковырять из жирной земли, спасти от гибели. Что они, великие, мудрые исправители его глупости! Но человек не так прост, он не просто безумен, он впадает в ярость от собственного, недалекого ума, как сумасшедший начинает гонятся за ними по полю, крича, размахивая палкой и руками! Человек настолько глуп, с точки зрения обезьян, что даже сам не понимает своей глупости! Он даже не может просто постоять спокойно в стороне, наблюдая как они, великие спасители, исправляют его глупость, собирая еду, которую он разбросал! Он бы просто постоял, понаблюдал и, может быть, тогда постиг бы их великую мудрость, великую мудрость обезьян! Стал бы умнее, но нет! Ему надо орать, махать руками и бегать как сумасшедший по полю, не давая им спасти еду, явить свою мудрость, спасти себя, весь этот безумный человеческий мир, где люди хоронят заживо в землю зерно, плоды своего же труда. Так думает и говорит меж собой, наверное, стая обезьян, изгнанных обратно в джунгли, безумным, крикливым человеком. Да что с него взять- то, с убогого, голого существа, у которого нет не то что ума, у него даже хвоста нету! Он же не понимает, и даже не пытается понять, самых простых вещей, простых законов джунглей. Закона, который ясно гласит: Что не проглотил- не твое! Вот потому-то, наверное, человек и не живет в джунглях! Как ему здесь выжить, с его умом, не способным понять, что еду нужно бросать в себя, в свой рот, а не в землю! Великие контрасты! Великие источники знания! Великие сокровищницы мудрости бытия. Великие хранители знания. Знания закона джунглей и закона человеческого. Знания как быть зверем и как быть человеком. Два полярных мира сошедшиеся в одном, слившиеся, проникшие в самих себя, пролитые великими дождями, намертво спекшиеся воедино под великим солнцем. Великое соитие! Человек хранит и преумножает. Бросает зерна мудрости в благодатное чрево и жнет урожай. Хранит терпеливо до срока и вновь преумножает. Плодит и строит храмы, и кормит своими плодами, в великих храмах, мудрых обезьян. Великих, хвостатых хранителей сути, помогающих узнать человеку: что значит быть человеком. Хранителей закона джунглей, закона обезьян, чутко охраняющих и отделяющих свой закон от закона человека. Свою мудрость от его мудрости. Свой мир от его мира. Зорко следящие, мириадами пронзительных глаз, за тем, как идет по земле человек.
D`Ogma©2010
Обсудить статью можно здесь
|